ФЭНДОМ

Ян Тадеуш Булгарин </td></tr><tr><th style="">Дата рождения:</th><td class="" style=""> 24 июня (5 июля) 1789 </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> имение Перышево, Минское воеводство, Великое княжество Литовское </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 1 (13) сентября 1859 </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> имение Карлово близ Дерпта </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> прозаик, критик, журналист </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения на сайте Lib.ru</th></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения в Викитеке.</th></tr> </table>

Фадде́й Венеди́ктович Булга́рин (урождённый Ян Тадеуш Булгарин, польск. Jan Tadeusz Bułharyn; 24 июня (5 июля) 1789, имение Перышево, Минское воеводство, Великое княжество Литовское — 1 (13) сентября 1859, имение Карлова (нем.: Karlowa) близ Дерпта) — писатель, журналист, критик, издатель; «герой» многочисленных эпиграмм Пушкина, Вяземского, Баратынского, Лермонтова, Некрасова и многих других. Основоположник авантюрного романа, фантастического романа, фельетона и нравоописательного очерка в русской литературе, издатель первого в России театрального альманаха.

Биография Править

Семья Булгариных происходит из шляхты Речи Посполитой.

Отец, ярый республиканец, дал ему имя в честь Тадеуша Костюшко. Мать в детстве отвезла Булгарина в Санкт-Петербург, где он в 17981806 годах учился в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. Плохо знал русский язык и в годы учёбы, наделённый импульсивным характером, постоянно конфликтовал с преподавателями и соучениками. Начал писать басни, сатиры.

В 18061807 годах участвовал в военных действиях против французов. Был ранен под Фридландом и награждён орденом Святой Анны 3-й степени. В 1808 году участвовал в шведской кампании.

За одну из сатир несколько месяцев провёл под арестом; попался на глаза великому князю Константину Павловичу одетым в маскарадный костюм в день дежурства. Трения с начальством закончились увольнением из армии в чине поручика (1811).

Перебрался в Варшаву, затем в Париж, затем в Пруссию, там был мобилизован в армию Наполеона и в составе Польского легиона воевал в Испании. В 1812 году участвовал в походе французской армии в Россию в составе Русского корпуса (насчитывавшего около 8 тыс. человек), был награждён орденом Почётного легиона (факт известен с его слов, документально не подтверждается), получил чин капитана. В 1814 сдался в плен прусским войскам.

(Позже написал роман о России, что послужило поводом к язвительной эпиграмме Михаила Лермонтова:

Россию продает Фаддей

Не в первый раз, как вам известно.

Пожалуй, он продаст жену, детей,

И мир земной, и рай небесный,

Он совесть бы продал за сходную цену,

Да, жаль, заложена в казну.).

По окончании войны вернулся в Варшаву. В 1816 году был в Санкт-Петербурге, затем переехал в Вильно. Управлял близлежащим имением своего дяди и начал публиковаться, в основном анонимно, на польском языке, в виленских периодических изданиях «Dziennik Wileński», «Tygodnik Wileński», «Wiadomości Brukowe». Интенсивно общался с местными либеральными польскими литераторами и преподавателями Виленского университета, входившими в Товарищество шубравцев («бездельников»; 18171822). В январе 1819 года Булгарин стал даже его почётным членом; после отъезда из Вильно поддерживал с шубравцами тесные контакты.

Файл:Bulharyn grave02.JPG

В 1819 году Булгарин окончательно поселился в Санкт-Петербурге, завёл связи в столичных литературных кругах, познакомился с Н. М. Карамзиным (1819), Н. И. Гречем (1820), К. Ф. Рылеевым, А. А. Бестужевым и Н. А. Бестужевым, В. К. Кюхельбекером, А. С. Грибоедовым, А. О. Корниловичем.

В Санкт-Петербурге развернулась его литературная и издательская деятельность.

В 1824 году резко изменил взгляды с «либеральных» на «реакционные». После поражения декабристов с созданием III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии сотрудничал с ним, чем заслужил с легкой руки А. С. Пушкина, которого критиковал за поэму «Гавриилиада», репутацию осведомителя.

Похоронен на кладбище в Тарту (Эстония).

Литературная деятельность Править

Файл:Булгарин карикатура.jpg

В 18191820 годах анонимно или под криптонимом публиковал стихи, очерки, воспоминания в петербургской газете на польском языке «Ruski inwalid czyli wiadomości wojenne» (польская версия «Русского инвалида»; (18171821) .

В 1820 году появились первые публикации Булгарина на русском языке (обозрение польской словесности в «Сыне отечества»), вступил в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств.

На первых порах активно пропагандировал польскую культуру, писал статьи по истории и литературе Польши, переводил польских авторов.

Участвовал в выпусках альманаха «Полярная звезда». Писал статьи, военные рассказы, путевые записки, очерки, сказки, исторические повести и романы. Вершина литературной карьеры Булгарина — роман «Иван Выжигин» (Санкт-Петербург, 1828), который стал первым в России бестселлером (всего было продано более десяти тысяч экземпляров). Роман стал предшественником «Мёртвых душ», «Двенадцати стульев» и других русских романов, ориентированных на традицию плутовского романа. Роман «Иван Выжигин» был настолько популярен, что, по желанию читателей, Фаддей Венедиктович написал его продолжение «Пётр Иванович Выжигин» (Санкт-Петербург, 1831). Именно завистью к своему успеху у читающей публики он объяснял враждебность со стороны Пушкина, Лермонтова и многих других писателей.

Фантастически-утопический очерк Булгарина «Правдоподобные небылицы, или Странствования по свету в двадцать девятом веке» (1824) считается первым в русской литературе описанием путешествия во времени. Булгарин написал также большое собрание воспоминаний.

Издательская деятельность Править

Особенно известен как предприимчивый издатель. Был создателем первого в России театрального альманаха «Русская талия» (1825), где опубликовал отрывки «Горе от ума» Грибоедова.

В 18221829 годах издавал журнал «Северный архив» (с 1825 года совместно с Н. И. Гречем) и выпускаемые в качестве приложения к нему «Литературные листки» (18231824), в 18251839 годах — соредактор и соиздатель Греча по журналу «Сын отечества», с 1829 года объединённого с «Северным архивом» и выходящего под названием «Сын отечества и Северный архив».

Наибольшую известность приобрёл как редактор-издатель первой частной российской политической и литературной газеты «Северная пчела», которую (вместе с Гречем) издавал с 1825 года до конца жизни.

Несмотря на успешную и плодотворную издательскую деятельность, Ф. В. Булгарин и «Северная пчела» в наши дни поминаются по большей части в связи с развернувшейся в этой газете травле Пушкина.[1]

Чувствовал себя человеком русской культуры и молодому Адаму Киркору советовал писать на русском языке. В то же время поддерживал связи с виленской культурной средой, переписывался с местными литераторами, выписывал альманах Киркора «Teka Wileńska».

Файл:FVBulgarin.jpg

Александр Бестужев-Марлинский в статье «Взгляд на старую и новую словесность в России» (1823) отзывался о нём так:

Булгарин, литератор польский, пишет на языке нашем с особенной занимательностью. Он глядит на предметы с совершенно новой стороны, излагает мысли свои с какой-то военной искренностью и правдой, без пестроты, без игры слов. Обладая вкусом разборчивым и оригинальным, который не увлекается даже пылкой молодостью чувств, поражая незаимствованными формами слога, он, конечно, станет в ряд светских наших писателей.

Адреса в Санкт-Петербурге Править

  • 1822 — конец 1824 года — дом Котомина — Невский проспект, 18;
  • конец 1824—1827 — доходный дом Струговщикова — Вознесенский проспект, 9;
  • 1829—1830 — доходный дом Яковлева — Почтамтская улица, 4;
  • 1837 год — доходный дом Ф. Д. Серапина — Царскосельский проспект, 22.

Произведения Править

  • Правдоподобные небылицы, или Странствование по свету в XXIX веке (1824)
  • Невероятные небылицы, или Путешествие к средоточию Земли (1825)
  • Иван Иванович Выжигин (1828)
  • Сцена из частной жизни в 2028 году (1828)
  • Эстерка (исторический роман; 1828)
  • Дмитрий Самозванец (исторический роман; 1830)
  • Воздушный шар Архипа Фаддеича, или Утешение в горестях (1830)
  • Мазепа (исторический роман; 1834)
  • Дух фон-Визина на нижегородской ярмарке (1834)
  • Где раки зимуют (1836)
  • Отрывок из статистических и этнографических записок, ведённых глухо-немо-слепым путешественником во время пребывания его в безымённом городе, лежащем в неоткрытой поныне стране (1836)
  • Разговор в царстве мёртвых (1836)
  • Похождения Митрофанушки на Луне (1837)
  • Памятные записки Чухина (1841)
  • Беглая мысль (1842)
  • Метемпсихоза, или Душепревращение (1842)
  • Путешествие к антиподам на Целебный остров (1842)
  • Письмо жителя кометы Белы к жителям Земли (1843)
  • Письмо жителя кометы Белы к тому же самому жителю Земли (1843)
  • Предок и потомки (сатирическая повесть; 1843)
  • Первые сибирские воздухоплаватели (1845)

Примечания Править

Литература Править

  • Мещеряков В. П., Рейтблат А. И. Булгарин Фаддей Венедиктович // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь / П. А. Николаев (гл. ред.). — Москва: Советская энциклопедия, 1989. — Т. 1: А—Г. — С. 347—351. — 672 с.
  • Маслыка Г. А. Булгарын Фадзей Венядзіктавіч // Мысліцелі і асветнікі Беларусі. Энцыклапедычны даведнік / гал. рэд. Б. I. Сачанка. — Мінск: Беларуская энцыклапедыя, 1995. — С. 375—376. — 672 с. — 6000 экз. — ISBN 985-11-0016-1(белор.)
  • Видок Фиглярин: Письма и записки Ф. В. Булгарина в III отделение / Публ., сост., предисл. и коммент. А. И. Рейтблата. — Москва: Новое литературное обозрение, 1998. — 703 с. — ISBN 5-86793-044-0
  • Булгарын Фадзей. Выбранае / Фядута А. (укладанне, прадмова і камэнтар). — Мінск: Беларускі кнігазбор, 2003. — 592 с. — (Беларускі кнігазбор). — 2000 экз. — ISBN 985-6638-97-6

Ссылки Править

Фаддей Булгарин
Tadeusz Bułharyn
220px </span>

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Произведения этого автора находятся в общественном достоянии. Вы можете помочь проекту, добавив их в Викитеку и разместив ссылку на них на этой странице.
be:Фадзей Булгарын

de:Faddei Wenediktowitsch Bulgarin en:Faddey Bulgarin fi:Faddei Bulgarin fr:Faddeï Boulgarine it:Faddei Bulgarin pl:Jan Tadeusz Bułharyn sv:Faddej Bulgarin uk:Булгарін Фадей Венедиктович