Фэндом

Борис Акунин
გრიგოლ შალვას ძე ჩხარტიშვილი
Имя при рождении:

Григорий Шалвович Чхартишвили

Псевдонимы:

Борис Акунин

Дата рождения:

20 мая 1956(1956-05-20) (61 год)

Место рождения:

Зестафони,
Грузинская ССР

Род деятельности:

беллетрист, драматург, переводчик, литературовед

Жанр:

детектив

Награды:

Шаблон:Орден Восходящего солнца

www.akunin.ru
Произведения на сайте Lib.ru

Григо́рий Ша́лвович Чхартишви́ли (р. 20 мая 1956, Зестафони Грузинской ССР) — российский писатель, литературовед, переводчик, японист. Свои художественные литературные произведения публикует под псевдонимом Бори́с Аку́нин.

Биография Править

Жизнь и деятельность Править

Григорий Чхартишвили родился 20 мая 1956 года в Грузии в семье офицера-артиллериста Шалвы Чхартишвили и учительницы русского языка и литературы Берты Исааковны Бразинской (19232007). В 1958 году семья переехала в Москву. В 1973 году окончил английскую школу № 36. Закончил историко-филологическое отделение Института стран Азии и Африки (МГУ), имеет диплом историка-японоведа. Занимался литературным переводом с японского и английского языков. В переводе Чхартишвили изданы японские авторы Юкио Мисима, Кэндзи Маруяма, Ясуси Иноуэ, Масахико Симада, Кобо Абэ, Синъити Хоси, Такэси Кайко, Сёхэй Оока, а также представители американской и английской литературы (Корагессан Бойл, Малькольм Брэдбери, Питер Устинов и др.)

Работал заместителем главного редактора журнала «Иностранная литература» (19942000), главный редактор 20-томной «Антологии японской литературы», председатель правления мегапроекта «Пушкинская библиотека» (Фонд Сороса).

С 1998 года Григорий Чхартишвили пишет художественную прозу под псевдонимом «Борис Акунин». Японскому слову «акунин» (яп. 悪人) более-менее соответствует русское слово «злодей». Подробнее об этом слове можно узнать в одной из книг Б. Акунина (Г. Чхартишвили) «Алмазная колесница». Критические и документальные работы Григорий Чхартишвили публикует под своим настоящим именем.

Помимо принёсших ему известность романов и повестей из серии «Новый детектив» («Приключения Эраста Фандорина»), Акунин создал серии «Провинциальный детектив» («Приключения сестры Пелагии»), «Приключения магистра», «Жанры» и был составителем сборника наиболее мрачных произведений современных западных беллетристов «Лекарство от скуки».

29 апреля 2009 года Борис Акунин стал кавалером ордена Восходящего солнца четвертой степени.[1][2] Награждение состоялось 20 мая в японском посольстве в Москве.

10 августа 2009 года за вклад в развитие культурных связей между Россией и Японией Борису Акунину была присуждена премия действующего под эгидой правительства Японского фонда[3].

Взгляды Править

Григорий Чхартишвили известен своими резкими высказываниями и критикой в адрес Владимира Путина.[4][5] Так, в интервью газете «Liberation» Чхартишвили сравнил Путина с императором Калигулой, «который предпочитал, чтобы его больше боялись, чем любили».[6] О деле «ЮКОСа» писатель отзывался как о «самой стыдной странице постсоветского суда».[7]

Произведения Править

Под псевдонимом Борис Акунин Править

В скобках даны годы, в которых происходит действие книги

  1. 1998 — Азазель (1876 год)
  2. 1998 — Турецкий гамбит (1877 год)
  3. 1998 — Левиафан (1878 год)
  4. 1998 — Смерть Ахиллеса (1882 год)
  5. 1999 — Пиковый валет (1886 год)
  6. 1999 — Декоратор (1889 год)
  7. 1999 — Статский советник (1891 год)
  8. 2000 — Коронация, или Последний из Романов (1896 год)
  9. 2001 — Любовница смерти (1900 год)
  10. 2001 — Любовник смерти (1900 год)
  11. 2003 — Алмазная колесница (1878 и 1905 годы)
  12. 2007 — Нефритовые чётки (Римейки классических детективов) (18811900 годы)
  13. 2009 — Весь мир театр (1911 год)
  1. 2000 — Пелагия и белый бульдог
  2. 2001 — Пелагия и чёрный монах
  3. 2003 — Пелагия и красный петух
  1. 2000 — Алтын-толобас (1995, 16751676 годы)
  2. 2002 — Внеклассное чтение (2001, 1795 годы)
  3. 2006 — Ф. М. (2006, 1865 годы)
  4. 2009 — Сокол и Ласточка (2009, 1702 годы)
  • Жанры (в цикле действуют потомки и предки Эраста Фандорина)
  1. 2005 — Детская книга (будущее, 2006, 1914, 16051606 годы)
  2. 2005 — Шпионский роман (1941 год)
  3. 2005 — Фантастика (19801991 годы)
  4. 2008 — Квест (1930, 1812 годы)
  1. 2007 — Младенец и чёрт, Мука разбитого сердца (1914 год)
  2. 2008 — Летающий слон, Дети Луны (1915 год)
  3. 2009 — Странный человек, Гром победы, раздавайся! (1915, 1916 годы)
  • Отдельные книги
  1. 2000 — Сказки для идиотов
  2. 2000 — Чайка
  3. 2002 — Комедия/Трагедия
  4. 2006 — Инь и Ян

Под настоящим именем Править

Совместное творчество Б. Акунина и Г. Чхартишвили Править

Возможное авторство Бориса Акунина Править

В ноябре 2007 года издательство АСТ выпустило в свет историко-приключенческий роман «Девятный Спас», автором которого является Анатолий Брусникин. Несмотря на то, что Брусникин был доселе неизвестен как автор, издательство потратило большие средства на рекламную кампанию романа, что моментально породило слухи о том, что под псевдонимом Брусникин скрывается один из известных русских писателей.[8]

Подозрение пало в том числе и на Акунина. Текстологический и стилистический анализ романа позволяет проследить некоторое сходство с языком Акунина и литературными приемами, используемыми им. Это может означать как то, что Акунин является автором романа, так и то, что он, возможно, принимал участие в его создании. Более того, А. О. Брусникин — это анаграмма имени Борис Акунин. АСТ также опубликовало фотографию Брусникина, человек на которой может напоминать Бориса Акунина в молодости.[1]. В заочном интервью Брусникин утверждает, что это его настоящее имя, и что он историк — автор монографии, однако в каталогах РГБ монография историка Анатолия Брусникина не значится.[9]

После выхода романа писательница Елена Чудинова обвинила АСТ в том, что «Девятный Спас» является малоудачным плагиатом с её романа «Ларец», ранее предложенного издательству, но им отвергнутого, якобы из-за коммерческой бесперспективности темы (авантюрно-фантастический роман, действие которого разворачивается в XVIII веке). Сама Елена Чудинова полагает, что «Девятный Спас» написан коллективом «литературных негров», а появлявшиеся в печати слухи об авторстве Акунина — один из рекламных ходов.

31 марта 2010 года вышел в свет второй роман Анатолия Брусникина «Герой иного времени».

Экранизации Править

Переводы Править

Примечания Править

Ссылки Править

bn:বরিস আকুনিন bs:Boris Akunin cs:Boris Akunin de:Boris Akunin en:Boris Akunin es:Borís Akunin et:Boriss Akunin fi:Boris Akunin fr:Boris Akounine he:בוריס אקונין hr:Boris Akunjin it:Boris Akunin ja:ボリス・アクーニン ka:ბორის აკუნინი lt:Borisas Akuninas lv:Boriss Akuņins nl:Boris Akoenin no:Boris Akunin pl:Borys Akunin sl:Grigorij Šalvovič Čhartišvili sv:Boris Akunin tg:Борис Акунин uk:Борис Акунін

Также на Фэндоме

Случайная вики