ФЭНДОМ

Амброз Бирс
Ambrose Bierce
220px
Портрет 1892 года
Имя при рождении:

Амброз Гвиннет Бирс
Ambrose Gwinnett Bierce

Дата рождения:

24 июня 1842(1842-06-24)

Место рождения:

Мейгс, Огайо, США

Дата смерти:

1914?

Место смерти:

Чиуауа, Мексика?

Род деятельности:

Прозаик, Шаблон:Журналист

Годы творчества:

1871—1913

Направление:

Реализм

Жанр:

Сатира, роман ужасов

Дебют:

«Долина призраков»

Произведения на сайте Lib.ru

Амброз Гвиннет Бирс (англ. Ambrose Gwinnett Bierce, 24 июня 1842 — 26 декабря 1913?) — американский писатель, журналист, автор юмористических и «страшных» рассказов.

Биография Править

Ранняя биография Править

Амброз Бирс родился 24 июня 1842 года в сельской местности в округе Мейгс, штат Огайо. У его отца было десять детей, и всем детям он дал имена, начинающиеся на букву А: Абигайл, Адиссон, Аурелин, Алмеда, Анна, Амелия, Августин, Андрью, Альберт, Амброз. Воспитывался в г. Элкхарт, штат Индиана.

Участие в Гражданской войне Севера и Юга Править

После начала Гражданской войны записался в армию юнионистов (северян), служил в Девятом полку Добровольцев Индианы. В 1862 году был прикомандирован к штабу генерала Уильяма Хейзена, исполнял обязанности топографа и картографа. В июне 1864 года был тяжело ранен в голову в Сражении за гору Каннесо. В начале 1865 году был комиссован, но в следующем году вернулся в армию под начало Хейзена. Участвовал в конной экспедиции на Западные равнины с целью инспекции. В конце 1866 году прибыл в Сан-Франциско.

Журналистская карьера Править

В Сан-Франциско Бирс получил чин майора и уволился из армии. После войны сменил несколько профессий, пока наконец не нашёл себя в журналистике и политической карикатуре, работая корреспондентом и редактором в газете «Ньюз Леттер» и др. Амброз появлялся на страницах газет в качестве колумниста, то есть обозревателя, который даёт оценки сложившейся политической ситуации в стране или событиям за границей.

25 декабря 1871 года Бирс женился на Мэри Эллен Дей. В 1872 году уехал вместе с женой по заданию редакции в Лондон. В то время в Великобритании были очень популярны американские писатели и там один за другим издаются три сборника рассказов писателя. В Туманном Альбионе он за свои язвительные статьи заслужил прозвище «Бирс с горчинкой» (Bitter Bierce; по аналогии с Bitter Beer — «горькое пиво»). В 1876 вернулся в США и стал работать в газете «Санди Экземинер» (Сан-Франциско), а затем переехал в Дедвуд (Северная Дакота).

Личная жизнь Править

Однако профессиональный успех не доставлял Бирсу удовлетворения, ибо у него возникли неприятности в личной жизни. В 1889 году старший сын Бирса погиб на дуэли из-за женщины, а младший сын, Ли, умер в Нью-Йорке в марте 1901 года от пневмонии[1]. В довершение всего, в 1904 году от него ушла жена. Однако несколькими месяцами позже, 27 апреля 1905 года жена Бирса, Мэри, умерла. Писатель тяжело переживал её смерть.[1].

Исчезновение (гибель) Править

В конце 1913 года немолодой писатель отправился на юг США, чтобы посетить места своих былых сражений. Он проследовал через Луизиану и Техас, затем направился в Мексику, где тогда бушевала революция. В городе Сьюдад-Хуарес писатель присоединился к армии Панчо Вильи в качестве обозревателя. Своё последнее письмо другу Бирс отправил 26 декабря 1913 года, после чего его следы теряются. Обстоятельства этого исчезновения — одного из самых загадочных в истории США — так и остались необъяснёнными. Последними строками его последнего письма были:

Что касается меня, то я отправляюсь отсюда завтра в неизвестном направлении.

— Амброз Бирс, 26 декабря 1913г.[2]

Некоторые источники[3] также считают возможной датой смерти писателя 11 января 1914 года, т.е. день битвы при Охинаге (исп. Ojinaga), однако, достоверных источников, указывающих на участие Бирса в той битве, также нет.

Исчезновение Бирса в массовой культуре Править

  • Обстоятельства исчезновения легли в основу романа Карлоса Фуэнтеса «Старый гринго» (1985).
  • Тема исчезновения Бирса обыгрывается в фильме «От заката до рассвета 3: Дочь палача», где писателю уделяется одно из центральных мест в сюжете фильма.
  • Исчезновение Бирса упоминается в романе Говарда Лавкрафта «Таящийся у порога».
  • Роберт Хайнлайн в повести «Утраченное наследие» (1940) сделал Бирса бессмертным хранителем эзотерического знания и главой общины Хранителей на горе Шаста. Устав от жизни среди людей, он вернулся на гору.
  • Роберт Блох в своем рассказе «Люблю блондинок» (1956) так же представляет своеобразную версию исчезновения Амброза Бирса.

Творчество Править

Первый рассказ «Долина призраков» Бирс напечатал в 1871 году в журнале «Оверленд Мансли». На страницах этого журнала совсем недавно прославился Брет Гарт. Дебют Бирса, как и первый его сборник рассказов «Самородки и пыль» (1872), не был замечен. Другие сборники тоже не принесли популярности. В 19091912 годах публикуется первое и единственное собрание сочинений в двенадцати томах. Тираж — двести пятьдесят экземпляров, но и он не расходится.

В своём творчестве Бирс продолжает традиции американской новеллы. В «страшных» рассказах («Человек и змея», «Соответствующая обстановка», «Проклятая тварь») Бирс всегда доводит ужас до самого предела. К «страшным» рассказам примыкают рассказы о Гражданской войне («Случай на мосту через Совиный ручей», «Убит под Ресакой», «Паркер Аддерсон, философ»). Хотя Бирс воевал на стороне северян, но в рассказах его не интересует идеология. Война — это абсурд: абсурдная гибель, абсурдная жестокость, абсурдная храбрость. Юмористические рассказы Бирса саркастичны и далеки от светлого юмора его современника О. Генри («Сальто мистера Свиддлера»). Книга «Словарь Сатаны» — это собрание язвительных афоризмов на разные темы, размещённых в виде словаря. Личность и творчество Амброза Бирса во многом перекликается с его французским современником и коллегой, Альфонсом Алле (1854—1905).

Влияние Бирса признавали такие писатели, как Эрнест Хемингуэй и Хорхе Луис Борхес.

Лавкрафт об Амброзе Бирсе Править

Говард Лавкрафт в своей статье «Ужас и сверхъестественное в литературе» говорит вот что:

Ближе к настоящему величию был эксцентричный и мрачный журналист Амброз Бирс, который родился в 1842 году и тоже участвовал в Гражданской войне, но уцелел и написал несколько бессмертных рассказов, а потом исчез в 1913 году в загадочном тумане, словно сотворенном его собственной жутковатой фантазией. Бирс был известным сатириком и памфлетистом, однако своей литературной репутацией он обязан мрачным и жестоким рассказам; большая их часть так или иначе связана с Гражданской войной и составляет самую яркую и достоверную картину, какую когда-либо это событие имело в литературе. Если по справедливости, то все рассказы Бирса принадлежат литературе ужаса; и, если многие из них имеют дело лишь с физическим и психологическим ужасом внутри Природы, то самые значительные предполагают сверхъестественное зло и составляют значительный вклад в американский фонд литературы о сверхъестественном.

Библиография Править

  • 1872 — Самородки с песком, намытые в Калифорнии (Nuggets and Dust Panned out in California)
  • 1872 — Бесовские восторги (The Fiend"s Delight)
  • 1874 — Паутина из пустого черепа (Cobwebs from an Empty Skull)
  • 1877 — The Dance of Death
  • 1891 — В гуще жизни (In the Midst of Life)
  • 1892 — Черные жуки в янтаре (Black Beetles in Amber)
  • 1892 — Монах и дочь палача (The Monk and the Hangman’s Daughter)
  • 1893 — Может ли это быть? (Can Such Things Be?)
  • 1899 — Фантастические басни (Fantastic Fables)
  • 1909 — Тень на циферблате (The Shadow on the Dial)
  • 1909 — Собрание сочинений (Collected Works)
  • 1911 — Словарь Сатаны (The Devil’s Dictionary)

Переводы на русский Править

  • Настоящее чудовище. Л., 1926
  • Рассказы. М., 1938
  • Словарь сатаны и рассказы. М.: Художественная литература, 1966
  • Заколоченное окно. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1989.
  • Ловец человеков: Мистические рассказы. М.: Республика, 1993
  • Может ли это быть? М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1995
  • Страж мертвеца. СПб: Кристалл, 2000
  • Словарь сатаны. Рассказы. М.: Центрполиграф, 2003
  • Диагноз смерти. М.: Центрполиграф, 2003
  • Лексикон циника. М.: Спецкнига, 2006

Литература Править

  • Roy Morris Jr. Амброз Бирс: Один в плохой компании = Ambrose Bierce: Alone in Bad Company. — OUP USA, 1999. — 320 с. — ISBN 978-0195126280

Ссылки Править

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 1901-1914? Over the board (англ.). The Ambrose Bierce Project. Проверено 6 апреля 2010.
  2. The Death of Bierce (англ.). Ambrose Bierce Appreciation Society. Проверено 6 апреля 2010.
  3. BIERCE, Ambrose (Gwinnett) (русс.). Библиофил.РУ. Проверено 6 апреля 2010.
ast:Ambrose Bierce

bs:Ambrose Bierce ca:Ambrose Bierce da:Ambrose Bierce de:Ambrose Bierce en:Ambrose Bierce eo:Ambrose Bierce es:Ambrose Bierce fa:آمبروز بیرس fi:Ambrose Bierce fr:Ambrose Bierce hr:Ambrose Bierce hu:Ambrose Bierce is:Ambrose Bierce it:Ambrose Bierce ja:アンブローズ・ビアス la:Ambrosius Bierce nl:Ambrose Bierce no:Ambrose Bierce pl:Ambrose Bierce pt:Ambrose Bierce ro:Ambrose Bierce sk:Ambrose Bierce sv:Ambrose Bierce th:แอมโบรส เบียร์ซ tr:Ambrose Bierce vi:Ambrose Bierce

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики