Фэндом

Биоразнообра́зие (биологи́ческое разнообра́зие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. В более узком смысле, под биоразнообразием понимают разнообразие на трех уровнях организации: генетическое разнообразие (разнообразие генов и их вариантов — аллелей), разнообразие видов в экосистемах и, наконец, разнообразие самих экосистем. А. В. Марковым и А. В. Коротаевым была показана применимость гиперболических моделей положительной обратной связи для математического описания макродинамики биологического разнообразия [1].

Файл:Blue Linckia Starfish.JPG

Биологическое разнообразие — вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.

Признаки биоразнообразия Править

Биологическое разнообразие видов характеризуется двумя признаками— видовым богатством и выравненностью. Видовое богатство отражает число видов, встречающихся в пределах экосистемы, в то время как выровненность характеризует равномерность распределения численности животных[2]. Выделение этих компонентов связано с тем, что за редким исключением в экосистемах среди организмов, принадлежащих к одному трофическому уровню, экологической или таксономической группе, большая часть биомассы достигается за счёт вклада очень немногих видов. Биоразнообразие— ключевое понятие в природоохранном дискурсе. Каким-то объективным способом определить необходимость сохранения и поддержания биоразнообразия довольно трудно, поскольку это зависит от точки зрения того, кто оценивает эту необходимость. Тем не менее, существует три главные причины сохранять биоразнообразие:

С утилитарной точки зрения элементы биоразнообразия являются ресурсами, которые уже сегодня представляют реальную пользу для человека или могут оказаться полезными в будущем. Биоразнообразие как таковое приносит как экономическую, так и научную пользу (например, в поисках новых лекарственных препаратов или способов лечения). Выбор в пользу сохранения биоразнообразия— это этический выбор. Человечество в целом— это часть экологической системы планеты, и потому оно должно бережно относится к биосфере (в сущности мы все зависим от ее благополучия). Значимость биоразнообразия можно также характеризовать в эстетическом, сущностном и этическом плане. Природа прославляется и воспевается художниками, поэтами и музыкантами всего мира; для человека природа является вечной и непреходящей ценностью.

Некоторые меры разнообразияПравить

Файл:Bird abundance in pine forest (Kerzhensky nature reserve).png

При оценке разнообразия видов используется понятие значимости вида. Под значимостью понимается оценка его места в экосистеме - биомасса, численность.

Индекс Симпсона. Править

Значение некоторых индексов
для одной выборки[3]
Индекс Значение
Шеннона 3,22
Пиелу 0,820
Симпсона 0,058
Число видов — 51, общее обилие — 432,12 пар/га

Придаёт большое значение обычным видам[4].

Индекс доминирования Симпсона рассчитывается как  c = \frac{\sum_{i=1}^S n_i (n_i -1)}{N (N-1)} или  D = \sum_{i=1}^S p_i^2., где p_i обозначает относительную численность вида

Индекс разнообразия МаргалефаПравить

 d = \frac{ S - 1 }{lg N} , где S - число видов, N - число особей.

Индекс ШеннонаПравить

Индекс Шеннона был разработан в рамках теории информации и подходит для расчёта разнообразия любых объектов. Особенностью индекса является то, что он придаёт большее значение редким видам, чем другие индексы[4].К примеру для орнитофауны сосново-берёзовых лесов южной тайги Урала значение индекса Шеннона составляет от 2,6 до 3[5]. Рассчитывается по формуле:

 H' = -\sum_{i=1}^S p_i \ln p_i

Индекс выровненности ПиелуПравить

Рассчитывается на основе индекса Шеннона. В приведённой ниже формуле   H' - индекс Шеннона,   S - число видов.

 e = \frac{ H' }{ log S }

Индекс доминирования Бергера-ПаркераПравить

Рассчитывается по формуле

 d = \frac{ N_max }{ N } где   N_max численность самого обильно представленного вида, N - суммарное число организмов[6].

Принципы охраны Править

  1. Все живые существа уникальны и важны для человечества.
  2. Сохранение биоразнообразия — это сохранение ресурсов, которые важны и выгодны как в локальном и национальном, так и в глобальном общечеловеческом масштабе.
  3. Расходы, которые необходимы для сохранения биоразнообразия, доходы и прибыль, которые дает или даст в будущем эта деятельность, должны распределятся более равномерно между разными нациями и между людьми внутри отдельных стран.
  4. Как часть еще более масштабной деятельности по достижению устойчивого развития человечества сохранение биоразнообразия требует фундаментального изменения в подходах, структуре и в практике развития экономики во всем мире.
  5. Увеличение финансирования деятельности по сохранению биоразнообразия само по себе не замедлит темпов исчезновения видов, биотопов и ландшафтов. Необходима специальная политика государств и целый комплекс реформ (в законодательстве, структуре природоохранной деятельности и т. д.), которые создадут условия, при которых увеличение расходов на сохранение биоразнообразия действительно будет эффективным.
  6. Приоритеты в области сохранения биоразнообразия различаются на разных уровнях. То есть, местные или локальные, приоритеты могут не совпадать с общенациональными или глобальными, однако местные приоритеты не менее важны и существенны, чем глобальные. Работа по сохранению биоразнообразия в рамках всего человечества не может быть ограничена охраной лишь нескольких особо богатых видами экосистем (таких, например, как тропические леса или коралловые рифы).
  7. Сохранение биоразнообразия в перспективе может быть устойчивым процессом только в том случае, если обеспокоенность общества и его убежденность в необходимости действий в этом направлении будут постоянно возрастать. Очень важно, чтобы политики и чиновники имели необходимую информацию, на основе которой они могли бы делать обоснованный выбор и предпринимать соответствующие действия.
  8. Действия по сохранению биоразнообразия должны планироваться и претворяться в жизнь на основе экологических и социальных приоритетов в равной степени. Это означает, что в фокусе этой деятельности должны быть не только охраняемые природные территории (например, заповедники, местообитания тех или иных редких видов и др.), но и местности, где люди живут и работают.
  9. Культурное разнообразие тесно связано с разнообразием природным. Представления человечества о разнообразии природы, его значении и использовании основываются на культурном разнообразии народов и наоборот, действия по сохранению биологического разнообразия часто усиливают культурную интеграцию и повышают ее значимость.
  10. Увеличение участия общественности, уважение к основным правам человека, облегчение доступа людей к образованию и информации, усиление подотчетности политиков, министерств и ведомств перед обществом в их деятельности — вот важнейшие условия, при которых возможна успешная деятельность по сохранению биоразнообразия.

Задачи в сфере охраны биоразнообразия Править

  1. Экономическая — включение биоразнообразия в макроэкономические показатели страны; потенциальные экономические доходы от биоразнообразия, в их числе: прямые (медицина и сырье и материалы для селекции и фармации и т. д.), и косвенные (экотуризм), а также издержки — восстановление разрушенного биоразнообразия.
  2. Управленческая — создание партнерства путем вовлечения в совместную деятельность государственных и коммерческих организаций, армии и флота, негосударственных организаций, местного населения и всей общественности.
  3. Юридическая — включение терминов и понятий, связанных с биоразнообразием, во все соответствующие законодательные нормы, создание правовой поддержки сохранения биоразнообразия.
  4. Научная — формализация процедур принятия решений, поиск индикаторов биоразнообразия, составление кадастров биоразнообразия, организация мониторинга.

Год биологического разнообразияПравить

20 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея своей резолюцией 61/203 провозгласила 2010 год Международным годом биоразнообразия.

19 декабря 2008 года Ассамблея призвала все государства-члены выполнить их обязательства по значительному снижению к 2010 году темпов утраты биоразнообразия, уделяя надлежащее внимание данной проблеме в их соответствующих стратегиях и программах (резолюция 63/219). Ассамблея рекомендовала всем государствам-членам создать для проведения Международного года биоразнообразия национальные комитеты, включающие представителей коренных народов и местных общин, и предложила всем международным организациям также отметить это событие.

В поддержку Международного года биоразнообразия Ассамблея проведет в 2010 году во время своей шестьдесят пятой сессии однодневное совещание высокого уровня с участием глав государств, правительств и делегаций.

Примечания Править

  1. Конвенция о биологическом разнообразии (рус.). Проверено 5 мая 2010.
  2. Ю. Одум Экология / под ред. академика В.Е. Соколова. — перев. с англ. к.б.н Б.Я. Виленкина. — Москва: Мир, 1986. — Т. 2. — С. 126. — 376 с.
  3. Исходные данные взяты из публикации В.Д. Захаров Видовое разнообразие населения птиц национального парка "Таганай" (рус.) // Известия Челябинского научного центра УрО РАН. — 2005. — В. 1. — С. 111-114.
  4. 4,0 4,1 Ю. Одум Экология / под ред. академика В.Е. Соколова. — перев. с англ. к.б.н Б.Я. Виленкина. — Москва: Мир, 1986. — Т. 2. — С. 133-134. — 376 с.
  5. Захаров В.Д. Анализ видового разнообразия птиц Ильменского заповедника (рус.) // Вестник Оренбургского государственного университета. — Оренбургский государственный университет, 2008. — В. 6. — С. 50-54.
  6. В.В. Залепухин Теоретические аспекты биоразнообразия: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — С. 169. — 192 с. — ISBN 5-85534-815-6

1

Ссылки Править

ar:تنوع حيوي az:Bioloji müxtəliflik bg:Биоразнообразие bs:Biološka raznovrsnost ca:Biodiversitat cs:Biologická diverzita cy:Bioamrywiaeth da:Biodiversitet de:Biodiversität el:Βιοποικιλότητα en:Biodiversity eo:Biodiverseco es:Biodiversidad et:Biodiversiteet eu:Biodibertsitate fa:تنوع زیستی fi:Biodiversiteetti fr:Biodiversité gl:Biodiversidade he:מגוון ביולוגי hi:जैविक विविधता hu:Biodiverzitás id:Keanekaragaman hayati is:Líffræðilegur fjölbreytileiki it:Biodiversità ja:生物多様性 kn:ಜೀವವೈವಿಧ್ಯ ko:생물다양성 lt:Bioįvairovė lv:Bioloģiskā daudzveidība ml:ജൈവവൈവിധ്യം‍ mr:जैविक विविधता mt:Bijodiversità nl:Biodiversiteit nn:Biologisk mangfald no:Biologisk mangfold nov:Biodiverseso oc:Biodiversitat pl:Różnorodność biologiczna pt:Biodiversidade ro:Biodiversitate simple:Biodiversity sl:Biodiverziteta sq:Biodiversiteti sr:Биолошка разноврсност sv:Biologisk mångfald ta:உயிரியற் பல்வகைமை te:జీవవైవిధ్యం th:ความหลากหลายทางชีวภาพ tr:Biyoçeşitlilik uk:Біорізноманіття ur:حیاتی تنوع vi:Đa dạng sinh học zh:生物多樣性

Также на Фэндоме

Случайная вики