ФЭНДОМ

Дмитрий Биленкин
200px
русский советский писатель
Имя при рождении:

Дмитрий Александрович Биленкин

Дата рождения:

21 сентября 1933(1933-09-21)

Место рождения:

Москва

Дата смерти:

28 июля 1987(1987-07-28) (53 года)

Место смерти:

Москва

Род деятельности:

прозаик

Годы творчества:

1958-1987

Направление:

научная фантастика

http://www.rusf.ru/litved/biogr/bilenkin.htm
Произведения на сайте Lib.ru

Дми́трий Алекса́ндрович Биле́нкин (род. 21 сентября 1933 — ум. в 28 июля 1987, Москва) — русский советский писатель современной научной фантастики. Начал печататься в 1958. Первая публикация — рассказ «Откуда он?» (1958). Был членом редколлегии сборника «НФ». Участник «Аэлиты-83». Лауреат премии им. И. Ефремова (1988, посмертно). Входил в творческий коллектив Павла Багряка, описанного им в рассказе «Человек, который присутствовал» (1971).

Биография Править

Родился и жил в Москве. Член СП СССР с 1975 г. Член КПСС с 1963 г. Основную сферу своих научных интересов он выбрал ещё в школе. Профессиональную биографию начал как геохимик, окончив геологический факультет Московского государственного университета в 1958 г. Участвовал в нескольких геологических экспедициях, работал в Средней Азии и Сибири. Одновременно, с 1959 года, пришло увлечение научной журналистикой, началось сотрудничество с газетой «Комсомольская правда» (в качестве научного корреспондента выпускал «Клуб любознательных»), журналом «Вокруг света» (в качестве научного редактора).

Творческий дебют автора состоялся в 1958 году — рассказ «Откуда он?». Тогда же определилась доминирующие в творчестве писателя жанровые формы — рассказ и лаконичная повесть. В его ранних произведениях заметно тяготение к традиционной для 60-х годов естественнонаучной фантастике, которое позже уступает интересу к человеку, его возможностям, нюансам психологии. В начальном периоде творчества многое в деятельности писателя определялось идеей просветительства. Не случайно в это время в его творчестве доминирует интерес к новым и новейшим научно-техническим открытиям, технологиям, важнейшим из которых ему видится выход человека в космос. Именно в ближнем и дальнем окружении Земли часто разворачивается действие его рассказов и повестей, а в основе их сюжетов лежат, преимущественно, научно-фантастические гипотезы — эффекты, которые оказывает гравитация, сверхсветовые скорости, проблема контакта с инопланетным разумом и т. п. В названном ключе создавались произведения, вошедшие в сборники «Марсианский прибой», «Проверка на разумность» и другие — «Зримая тьма», «Грозная звезда», «Ничего, кроме льда», «Как на пожаре».

Вместе с тем уже в некоторых ранних произведениях писателя заметно стремление к углубленному решению психологических проблем. К концу 70-х годов это направление становится в его творчестве доминирующим. Он обращается к вопросам экологии природы и экологии человека. Экспериментирует с идеей возможности «пересадки» человеческого разума животному («Город и Волк»), размышляет над тем, что будет, если «стереть совесть» в сознании ребёнка («Операция на совести»). Лучшим достижением этого периода стал цикл о Полынове («Приключения Полынова»), который путешествует по Земле и планетам Солнечной системы, разгадывая тайны природы, секреты мироздания, вступая при необходимости в борьбу с заговорщиками и тайными врагами человечества. Полынов — интеллектуал, учёный-психолог, и в своих действиях руководствуется открытиями и достижениями психологии, а не сверхъестественными способностями или техническими средствами будущего (этого персонажа можно назвать предшественником доктора Павлыша, любимого героя Кира Булычева). В целом же приключения Полынова вполне можно отнести к первым отечественным космическим операм. В цикл вошли три повести: «Десант на Меркурий» (1967), «Космический бог» (1967), «Конец закона» (1980). К ним примыкает повесть «Сила сильных» (1985), в которой действует уже не Полынов, а его потомок. В целом содержание этих произведений можно охарактеризовать следующим образом: «истинные творческие искания, в результате которых побеждает человеческий разум и доброта».

В последние двадцать с лишним лет жизни Биленкин выступал как профессиональный писатель и критик научной фантастики, активно пропагандировавший возможности и достоинства этого рода литературы.

По словам Кира Булычева «Он стал писать фантастические рассказы, потому что для него это был „действенный способ“ говорить о Земле, о её сути и её судьбе. Он всегда современен в своих книгах; где бы ни происходило там действие — в дальних галактиках или далеких временах, он говорил о нашем дне и нашей планете. Став учёным, потом журналистом, потом писателем, Биленкин остался русским просветителем, обращавшимся не только к разуму, но и к совести читателя».

Источник: Официальная страница Аркадия и Бориса Стругацких [1]

Ссылки Править

de:Dmitri Alexandrowitsch Bilenkin en:Dmitri Bilenkin hu:Dmitrij Alekszandrovics Bilenkin lt:Dmitrijus Bilenkinas

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики