ФЭНДОМ

4 (16) марта 1884(18840316) </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> Смоленск, Российская империя </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 6 января 1942(1942-01-06) </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> Пушкин, оккупированная территория </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> писатель-фантаст </td></tr><tr><th style="">Жанр:</th><td class="" style=""> научная фантастика </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения на сайте Lib.ru</th></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения в Викитеке.</th></tr> </table>

Алекса́ндр Рома́нович Беля́ев (4 (16) марта 1884(18840316) — 6 января 1942) — советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Среди наиболее известных его романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» (КЭЦ — инициалы Константина Эдуардовича Циолковского) и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов).

Биография Править

Он родился в Смоленске, в семье православного священника. В семье было ещё двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.

Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в 1895 году в духовную семинарию. В 1901 году Александр окончил её, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убежденным атеистом. Наперекор отцу он поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле[1]. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать: Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка.

По окончании (в 1906 году) Демидовского лицея А. Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрёл известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу: побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.

Файл:Alex Belayev.jpg

В 1914 году оставил юриспруденцию ради литературы и театра.

В возрасте тридцати пяти лет А. Беляев заболел туберкулёзным плевритом. Лечение оказалось неудачным — развился туберкулёз позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжёлая болезнь на шесть лет приковала его к постели, три из которых он пролежал в гипсе. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А. Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает (Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского). Победив болезнь, в 1922 возвращается к полноценной жизни, начинает работать. Сначала А. Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска — он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте была очень тяжёлой, и А. Беляев с помощью знакомых перебрался с семьей в Москву (1923), устроился на работу юрисконсультом. Там начал серьёзную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг света», «Знание — сила», «Всемирный следопыт», заслужив титул «советского Жюля Верна». В 1925 году публикует повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

В Москве А. Беляев прожил до 1928 года; за это время им были написаны «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел.

В 1928 году А. Беляев с семьёй переехал в Ленинград и с этих пор занимался исключительно литературой, профессионально. Так появились «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесное око», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». Печатались они, в основном, в московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев.

1930 год оказался для писателя очень тяжёлым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 году семья вернулась в Ленинград.

В сентябре 1931 года А. Беляев передаёт рукопись своего романа «Земля горит» в редакцию ленинградского журнала «Вокруг света». В 1934 году он встречается с Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград. В 1935 году Беляев становится постоянным сотрудником журнала «Вокруг света». В начале 1938 года, после одиннадцати лет интенсивного сотрудничества, Беляев покидает журнал «Вокруг света». В 1938 году опубликовал статью «Золушка» о бедственном положении современной ему фантастики.

Незадолго до войны писатель перенёс очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (бывшее Царское Село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьёй, был оккупирован. В январе 1942 года писатель умер от голода.

Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были депортированы немцами в Польшу.

Место его захоронения достоверно не известно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкин установлена лишь на предполагаемой могиле.

Адреса жительства Править

  • Ул. Докучаева, 4. — Смоленск, Памятное место, где стоял дом, в котором родился писатель-фантаст [2].
  • 26.10.1936 — 07.1941 года — Ленинград — Дом творчества писателей — Детское Село, Пролетарская улица, 6.

Творчество Править

А. Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его влекла к себе музыка: он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, любил музицировать часами. Ещё одной «забавой» были занятия фотографией (существовал сделанный им снимок «человеческая голова на блюде в синих тонах»). Известно, что А. Беляев занимался языком эсперанто[3]. С детства много читал, увлекался приключенческой литературой, особенно Жюлем Верном. Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки; следствием одной из его шалостей стала травма глаза с последующим ухудшением зрения. Мечтал юноша и о полётах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане. Однако в попытках взлететь он упал с крыши сарая и значительно повредил спину. Эта травма повлияла на всю его дальнейшую жизнь. В середине 1920-х годов Беляев страдал от постоянной боли в повреждённой спине и даже был парализован на месяцы.

Ещё во время учёбы в лицее А. Беляев проявил себя театралом. Под его руководством в 1913 году учащиеся мужской и женской гимназий разыграли сказку «Три года, три дня, три минутки» с массовыми сценами, хоровыми и балетными номерами. В том же году А. Р. Беляев и виолончелистка Ю. Н. Сабурова поставили оперу-сказку Григорьева «Спящая царевна». Сам он мог выступать и драматургом, и режиссёром, и актёром. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, А. Беляеву удалось заменить заболевшего артиста — сыграть вместо того в нескольких спектаклях.

Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо», рассказ «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти».

В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений и научных идей: в «Звезде КЭЦ» изображён прообраз современных орбитальных станций, в «Человеке-амфибии» и «Голове профессора Доуэля» показаны чудеса трансплантологии, в «Вечном хлебе» — достижения современной биохимии и генетики. Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан («Человек-амфибия»), воздух («Ариэль»).

Его последний роман «Ариэль», написанный в 1941 г., перекликается с известным романом А. Грина «Блистающий мир». Герои обоих произведений наделены способностью летать без дополнительных приспособлений. Образ Ариэля — достижение писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в человека, преодолевающего земное притяжение.

Память Править

В 1990 году секцией научно-художественной и научно-фантастической литературы Ленинградской писательской организации Союза писателей СССР учреждена литературная премия имени Александра Беляева, присуждаемая за научно-художественные и научно-популярные произведения.

Библиография Править

В основном научно-фантастические произведения. В скобках указаны первые публикации.

Романы и повести Править

Рассказы Править

  • «Ни жизнь, ни смерть» («Всемирный следопыт», 1926, № 5—6)
  • «Идеофон» («Всемирный следопыт», 1926, № 6)
  • «Белый дикарь» («Всемирный следопыт», 1926, № 7)
  • «Охота на Большую Медведицу» («Вокруг света», 1927, № 4)
  • «Легко ли быть раком» («Вокруг света», 1929, № 19)
  • «Сезам, откройся!!!» («Всемирный следопыт», 1928, № 4, подпись: А. Ром; «Вокруг света», 1928, № 49, под загл. «Электрический слуга»)
  • «Мёртвая голова» («Вокруг света», 1928, № 17)
  • «Мёртвая зона» («Вокруг света», 1929, № 12)
  • «Отворотное средство» («Вокруг света», 1929, № 27)
  • «В трубе» («Вокруг света», 1929, № 33)
  • «Инстинкт предков» («На суше и на море», 1929, № 1—2)
  • «Верхом на ветре» («Вокруг света», 1929, № 23)
  • «Светопреставление» («Вокруг света», 1929, № 1—4,7)
  • «Держи на Запад!» («Знание — Сила», 1929, № 11)
  • «Воздушные столбы» («Борьба миров», 1929, № 2)
  • «Нетленный мир» («Знание — Сила», 1930, № 2)
  • «ВЦБИД» («Знание — Сила», 1930, № 6—7)
  • «Гражданин Эфирного острова» (1930)
  • «Воздушный змей» («Знание — Сила», 1931, № 2)
  • «Шторм» («Революция и природа», 1931, № 3—5)
  • «Заочный инженер» («Революция и природа», 1931, № 2 (21))
  • «Слепой полёт» (1935)
  • «Мистер Смех» («Вокруг света», 1937, № 5)
  • «Невидимый свет» («Вокруг света», 1938, № 1)
  • «Анатомический жених» («Ленинград», 1940, № 6)
  • «Всё вижу, всё слышу, всё знаю»

Сценарий Править

Александр Романович Беляев
220px </span>

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Произведения этого автора находятся в общественном достоянии. Вы можете помочь проекту, добавив их в Викитеку и разместив ссылку на них на этой странице.

Экранизации Править

  1. 1961 — «Человек-амфибия»
  2. 1967 — «Продавец воздуха»
  3. 1984 — «Завещание профессора Доуэля»
  4. 1987 — «Остров погибших кораблей»
  5. 1992 — «Ариэль»
  6. 1994 — «Дожди в океане»
  7. 2004 — «Человек-амфибия» — четырёхсерийный телефильм
  8. 2010«Охота на Большую Медведицу»

Ссылки и литература Править

Ссылки Править

Литература Править

  • Беляева С. Звезда мерцает за окном… // Фантастика-84 : Сб. — М.: 1984. — С. 312—347.
  • Шаблон:Книга:Казак В.: Лексикон русской литературы XX века
  • Кравклис Н., Левитин М. Три жизни писателя // Наука и жизнь. — М.: 2009. — № 10. — С. 126-132.
  • Ляпунов Б. А. Беляев. Критико-биографич. очерк. — М.: 1967.
  • Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. — М.: 2000.

Примечания Править

Шаблон:Произведения Александра Беляеваbg:Александър Беляев de:Alexander Romanowitsch Beljajew en:Alexander Belyayev es:Aleksandr Beliáyev fr:Alexandre Beliaev he:אלכסנדר בליאייב it:Aleksandr Romanovič Beljaev ja:アレクサンドル・ベリャーエフ ka:ალექსანდრე ბელიაევი la:Alexander Beljaev lt:Aleksandras Beliajevas nl:Aleksander Beljajev pt:Alexander Beliaev ro:Aleksandr Beliaev tg:Александр Романович Беляев uk:Бєляєв Олександр Романович zh:别列亚耶夫