ФЭНДОМ

Павел Бажов
220px
Памятная монета Банка России посвящённая 115-летию со дня рождения П. П. Бажова
Имя при рождении:

Павел Петрович Бажов

Дата рождения:

15 января (27 января) 1879(1879-01-27)

Место рождения:

Сысертский заводской округ Екатеринбургского уезда Пермской губернии

Дата смерти:

3 декабря 1950(1950-12-03) (71 год)

Место смерти:

Москва

Род деятельности:

прозаик, фольклорист

Годы творчества:

19241950

Жанр:

сказ, очерк

Дебют:

книга очерков
«Уральские были»

Награды:
Шаблон:Орден Ленина
Шаблон:Сталинская премия
Произведения на сайте Lib.ru
Файл:Автограф Павел Бажов.jpg

Па́вел Петро́вич Бажо́в (15 (27) января 1879, Сысертский заводской округ Екатеринбургского уезда Пермской губернии — 3 декабря 1950, Москва) — русский писатель, фольклорист; впервые выполнил литературную обработку уральских сказов. Член РКП(б) с 1918 г.

Биография Править

Павел Петрович Бажов родился в 1879 г семье рабочего Сысертского завода вблизи Екатеринбурга. В детстве жил в Полевском. Закончил училище, затем в 1899 году духовную Пермскую семинарию. Работал учителем в Екатеринбурге и Камышлове. Женился на своей ученице, в семье родилось четверо детей.

В Гражданскую войну воевал на стороне красных, с июля 1919 года - прибыл в г.Усть-Каменогорск (Казахстан) для восстановления разгромленной в ходе неудавшегося восстания узников Усть-Каменогорской тюрьмы большевистской ячейки. Под видом страхового агента осуществлял связь между партизанскими соединениями "Красных горных орлов".

После освобождения Усть-Каменогорска от белогвардейцев, Бажов в центре деятельности. Он становится редактором, а по существу и организатором, и выпускающим, и метранпажем газеты. Одновременно ему вменяется в обязанность "сохранить общее наблюдение за работой отдела народного образования". Он создает учительские курсы, организует школы по ликвидации неграмотности, принимает участие в восстановлении Риддерского рудника... В июле 1920 года в казахские волости посылается 87 учителей, подготовленных с его участием. 10 августа 1920 года под руководством П.П.Бажова и Н.Г.Калашникова в городе прошёл Первый уездный съезд Советов.

В мае 1921 года П.П.Бажов, вследствие тяжелого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома, возвращается к себе на родину, на Урал, в Камышлов. Там продолжает журналистскую и литературную деятельность, пишет книги по истории Урала, собирет фольклорные записи. Первая книга очерков «Уральские были» вышла в 1924 году.

В 1936 году в журнале был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка», а в 1939 году вышло первое издание уральских сказов — «Малахитовая шкатулка». Эта книга при жизни автора неоднократно пополнялась новыми сказами. В 1943 году за книгу «Малахитовая шкатулка» Павел Бажов был удостоен Сталинской премии второй степени.

Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве, похоронен в Екатеринбурге.

Сказы Править

Сказы, записанные и обработанные Бажовым — изначально фольклорные[источник не указан 3013 дней]. Многие из них (т. н. «тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.

Позже термин «сказ» вошёл в советскую фольклористику с лёгкой руки Бажова для определения рабочей прозы (прозы рабочих)[источник не указан 3013 дней]. Через некоторое время всё же было установлено, что он не обозначает никакого нового фольклорного явления — «сказы» оказались преданиями, легендами, сказками, воспоминаниями, то есть жанрами, которые существуют уже многие сотни лет.

Архетипичность образов Править

Глубинные пласты образов Бажова ещё ждут своего исследователя — в советский период литературоведы больше обращали внимание на «героический подвиг» рабочих и т. п.

Мифологические персонажи сказов делятся на антропоморфных и зооморфных. Весьма образны персонификации природных сил:

  • Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.
  • Великий Полоз — ответственен за золото. Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легендах и приметах горщиков и рудознатцев. Ср. мифологический змей.
  • Бабка Синюшка — персонаж, родственный Бабе-Яге.
  • Огневушка-Поскакушка, танцующая над месторождением золота (связь между огнём и золотом).

Основные произведения Править

  • «Уральские были» (1924) — книга очерков
  • «Формирование на ходу» (1937) — книга, за которую Бажов был исключен из партии
  • «Зелёная кобылка» (1939) — автобиографическая повесть
  • «Малахитовая шкатулка» (1939) — сборник сказов; Сталинская премия второй степени (1943)
  • «Ключ-камень» (1942) — сборник сказов
  • «Сказы о немцах» (1943) — сборник
  • «Дальнее — близкое» (1949) — мемуары
  • «За советскую правду»
  • «Через межу»
  • «Отслоения дней» — дневниковые записи, письма

Сказы Править

  • Алмазная спичка
  • Аметистовое дело
  • Богатырева рукавица — фольклорный сказ о Ленине
  • Веселухин ложок
  • Васина гора
  • Голубая змейка
  • Горный мастер
  • Далевое глядельце
  • Две ящерки
  • Демидовские кафтаны
  • Дорогое имячко
  • Дорогой земли виток
  • Ермаковы лебеди
  • Жабреев ходок
  • Железковы покрышки
  • Живинка в деле
  • Живой огонек
  • Змеиный след
  • Золотой волос
  • Золотоцветень горы
  • Золотые дайки
  • Иванко Крылатко
  • Каменный цветок
  • Ключ земли
  • Коренная тайность
  • Кошачьи уши
  • Круговой фонарь
  • Малахитовая шкатулка
  • Марков камень
  • Медная доля
  • Медной горы Хозяйка
  • Надпись на камне
  • На том же месте
  • Не та цапля
  • Огневушка-Поскакушка
  • Орлиное перо — фольклорный сказ о Ленине
  • Приказчиковы подошвы
  • Про Великого Полоза
  • Про «водолазов»
  • Про главного вора
  • Рудяной перевал
  • Серебряное копытце
  • Синюшкин колодец
  • Солнечный камень — фольклорный сказ о Ленине
  • Сочневы камешки
  • Старых гор подаренье
  • Тараканье Мыло
  • Таюткино зеркальце
  • Травяная западенка
  • Тяжелая витушка
  • У старого рудника
  • Хрупкая веточка
  • Хрустальный лак
  • Чугунная бабушка
  • Шелковая горка
  • Широкое плечо

Главные персонажи Править

  • Хозяйка медной горы
  • Данила-мастер

Интересные факты Править

  • Бажов — дед политического деятеля Егора Гайдара и, соответственно, прадед политика Марии Гайдар.
  • К 120-летию писателя, в 1999 учреждена Премия имени П. П. Бажова, ежегодно вручаемая в Екатеринбурге.
  • Говорят, советский писатель Демьян Бедный, прочитав сказы Бажова, не воспринял их как оригинальное произведение. Решив, что Бажов просто записал фольклор, Бедный решил переложить эти сказы стихами. Узнав, что он ошибся и он перекладывает чужой труд, поэт расстроился и уничтожил свою трёхмесячную работу.
  • Образы из сказов П. П. Бажова — Каменный цветок и Хозяйка медной горы (в виде коронованной ящерицы) — изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы.
  • Американская писательница-фантаст Мерседес Лэки включила Хозяйку (Королеву) Медной Горы в свою книгу Fortune’s Fool (2007). Там Хозяйка — могучий дух/колдунья подземного царства, но с несколько безрассудным характером.
  • Прототип главного героя бажовских сказов, Данила-мастер, согласно книге «Режевские сокровища», родился и вырос на уральской реке Реж, в небольшой деревне Колташи, это знаменитый горщик Данила Зверев.
  • В память о писателе назван посёлок городского типа Бажово, сейчас входящий в состав города Копейск.
  • Именем писателя назван ежегодный Бажовский фестиваль народного творчества в Челябинской области.

Постановки Править

Источники Править

Кинофильм: Степанова Памятка

Ссылки Править

en:Pavel Bazhov es:Pável Bazhov fi:Pavel Bažov fr:Pavel Bajov gl:Pavel Bazhov he:פאבל באז'וב ja:パーヴェル・バジョーフ nl:Pavel Bazjov uk:Бажов Павло Петрович vi:Pavel Petrovich Bazhov

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики