ФЭНДОМ

Petras Babickas </td></tr><tr><th style="">Дата рождения:</th><td class="" style=""> 29 апреля 1903 </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> Лаукминишкяй </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 27 августа 1991 </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> Буэнос-Айрес </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> поэт, прозаик, публицист </td></tr><tr><th style="">Жанр:</th><td class="" style=""> стихотворение, рассказ, роман </td></tr><tr><th style="">Дебют:</th><td class="" style=""> „Geltona ir juoda“ (1930) </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; "></th></tr> </table> Пя́трас Баби́цкас (лит. Petras Babickas; 29 апреля 1903, дер. Лаукманишкяй-Вирбалишкяй (Лаукминишкяй[1]), ныне Купишкский район Литвы27 августа 1991[2], Буэнос-Айрес) — литовский поэт, прозаик, публицист; брат литовского военного деятеля Казиса Бабицкаса и актрисы Уне Бабицкайте-Грайчюнене.

Биография Править

Во время Первой мировой войны с родителями был в эвакуации в Петрограде, где начал учиться в гимназии. Окончил гимназию в Паневежисе (1923). В 19231930 годах учился в каунасском Литовском университете. Работал учителем в Юрбаркасе (19251926). В 19261931 годах был первым диктором Литовского радио в Каунасе, начавшего вещание 12 июня 1926 года. Некоторое время был директором каунасского Радиофона, как называлась литовская радиостанция.

Выступал также в роли фотографа и фотохудожника — фотографии с короткими корреспонденциями публиковал в газетах и журналах, выпускал фотоальбомы. Считается одним из родоначальников литовской художественной фотографии. В декабре 1932 года организовал первую в Литве персональную выставку художественной фотографии (свыше 300 снимков). 15 января 1933 года вместе с единомышленниками учредил Союз фотолюбителей Литвы и участвовал в его деятельности. Основал и редактировал журнал «Фотолюбитель» („Foto mėgėjas“; вышло два номера в 1933 и 1934), принял участие в организации журнала «Галерея» („Galerija“), посвящённого фотографии.

С 1933 года директор Государственного театра в Каунасе. Редактировал журнал «Мусу Вильнюс» („Mūsų Vilnius“, русск. «Наш Вильнюс»). По его инициативе во время немецкой оккупации в Каунасе в здании Военного музея Витаутаса Великого был организован Музей красного террора. С приближением Советской армии в 1944 выехал из Литвы в Германию. С 1946 жил в Риме, затем переехал в Канаду. В 1949 переехал в Бразилию и обосновался в Рио-де-Жанейро. В 19501965 годах работал в посольстве независимой Литовской Республики в Бразилии секретарём, заведующим отделом культуры, атташе по печати. С 1958 года на радио Рио-де-Жанейро вёл еженедельные часовые передачи на португальском языке «Голос Литвы». Когда в 1965 году посольство было закрыто, оставшийся без средств к существованию Пятрас Бабицкас переехал к брату в США.

Творчество Править

С 1921 года сотрудничал в литовской печати. Участвовал в газете «Литературос науенос» („Literatūros naujienos“, русск. «Литературные новости»), еженедельном журнале «Науйойи Ромува» („Naujoji Romuva“, русск. «Новая Ромува»), журнале «Вайрас» („Vairas“, русск. «Руль») и других изданиях. Первый сборник стихов „Geltona ir juoda“ («Жёлтое и чёрное», 1930). Писал рассказы (сборник „Vakar“, то есть «Вчера», 1931), путевые очерки, книжки для детей. Несколько сборников стихотворений издал в эмиграции.

Сотрудничал в литовском эмигрантском журнале „Aidai“ («Эхо»), для выходившей в Бостоне «Литовской энциклопедии» писал статьи о португальской и бразильской литературах.

Несколько стихотворений Пятраса Бабицкаса перевёл на русский язык К. Д. Бальмонт, поддерживавший дружеские отношения с его сестрой актрисой Уне Бабицкайте-Грайчюнене.

Издания Править

  • Geltona ir juoda. Kaunas: Miniatiūra, 1930. 68 p.
  • Vakar. Apsakymai. Kaunas, 1931. 133 p.
  • Gintaro krantas. Kaunas, 1932. 48 p.
  • Marių pasakos. Kaunas, 1933. 80 р.
  • Žmogaus remontas. 2-ji temų knyga: Eilėraščiai. Leidėjas Uné Baye Graičiūnienė. Paris – Kaunas: V. Atkočiūno sp., 1934. 143 р.
  • Elada (Kelionės įspūdžiai). Kaunas: Spaudos fondas. 276 p.
  • Gyvenimas — laimė. Straipsniai. Kaunas, 1940. 200 р.
  • Viešnagė pas Karalių. 1944 (роман).
  • Toli nuo tėvynės. 1945.
  • Svetimoj padangėj. 1947.
  • Dramblio kojos. 1957.
  • Lituania. 1947 (информационное издание на испанском языке).
  • Lituania ilustrada. 1951 (информационное издание на португальском языке)

Для детей Править

  • Nuostabi Jonuko kelionė. Kaip Jonukas Kalvaitis, ilgai klajojęs po pasaulį, po įvairių nuotykių surado savo tėvelį. Kaunas, 1930. 80 р.
  • Tra-ta-ta-ta-ta! Eilėraščiai vaikams. Kaunas: Spaudos fondas, 1930. 72 р.
  • Murziukas. Iliustruota apysaka vaikams. Kaunas: Miniatiūra, 1933. 66 p.

Примечания Править

  1. Visuotinė lietuvių enciklopedija. T. II: Arktis — Beketas. Vilnius: Mokslo ir enciklopedijos leidybos institutas, 2002. P. 407. ISBN 5-420-01486-6.

Литература Править

  • Lietuvių rašytojai. Biobibliografinis žodynas: A—J. Vilnius: Vaga, 1979. С. 541—560.

Ссылки Править

Пятрас Бабицкас
Petras Babickas
220px </span>