Фэндом

<tr><th style="">Псевдонимы:</th><td class="nickname" style="">

Gaki </td></tr><tr><th style="">Дата рождения:</th><td class="" style=""> 1 марта 1892(1892-03-01) </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> Токио, Япония </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 24 июля 1927(1927-07-24) (35 лет) </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> Токио, Япония </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> прозаик, эссеист </td></tr><tr><th style="">Годы творчества:</th><td class="" style=""> 19141927 </td></tr><tr><th style="">Направление:</th><td class="" style=""> рассказы </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения на сайте Lib.ru</th></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; "></th></tr> </table>

Рюноскэ Акутагава (яп. 芥川 龍之介 Акутагава Рю:носукэ?, 1 марта 189224 июля 1927) — японский писатель, классик новой японской литературы. Отец композитора Ясуси Акутагавы и драматурга Хироси Акутагавы. Известен своими рассказами и новеллами. В 1935 году в Японии учреждена литературная премия имени Акутагавы.

Жизнь и творчество Править

Будущий писатель родился в семье небогатого торговца молоком по имени Тосидзо Ниихара в час Дракона дня Дракона года Дракона, и поэтому был назван Рюноскэ (первый иероглиф, 龍, означает «дракон»). Матери Рюноскэ было уже за 30, а отцу за 40, когда тот появился на свет, что считалось в Японии того времени плохой приметой. Когда Рюноскэ было десять, в сумасшедшем доме умерла его мать, после чего он был усыновлён бездетным братом матери Митиаки Акутагавой, чью фамилию впоследствии и принял. Старая интеллигентная семья дяди имела в числе своих предков писателей и учёных, бережно хранила древние культурные традиции. Здесь увлекались средневековой поэзией и старинной живописью, строго соблюдался старинный уклад, построенный на повиновении главе дома.

В 1913 году поступил на отделение английской литературы филологического факультета Токийского университета, где вместе с друзьями издавал литературный журнал «Синситё» («Новое течение»). Там же был опубликован дебютный рассказ «Старик» (1914). Его творчество отмечено ранним успехом. Известность принесли рассказы из жизни средневековой Японии: «Ворота Расёмон» (1915), «Нос» (1916), «Муки ада» (1918) и др. В молодости испытал сильное влияние таких японских авторов эпохи Мэйдзи, как Нацумэ Сосэки и Мори Огай, а также европейской литературы (Мопассан, Франс, Стриндберг, Достоевский). Акутагава хорошо знал европейскую, в том числе, русскую литературу. Рассказ «Бататовая каша» был вдохновлён повестью Гоголя «Шинель», а рассказ «Сад» — пьесой Чехова «Вишнёвый сад». В рассказе «Вальдшнеп» (1921) главные герои — русские писатели Лев Толстой и Иван Тургенев.

С 1916 года Акутагава преподавал английский язык в Морском механическом училище. В 1919 поступил на работу в газету «Осака майнити симбун». В качестве специального корреспондента в 1921 году был отправлен на четыре месяца в Китай. Пребывание в Китае не принесло желаемого улучшения телесного и психического здоровья: писатель вернулся усталым и продолжал страдать бессонницей и нервными расстройствами, что передалось по наследству от матери. Тем не менее именно к этому периоду относится написание лучших его произведений, одним из которых стал новаторский рассказ «В чаще» (1922). По утверждению Аркадия Стругацкого, это «поразительное литературное произведение, совершенно уникальное в истории литературы, поднявшее откровенный алогизм до высочайшего художественного уровня». О преступлении рассказывает несколько человек, причём все версии противоречат друг другу.

После публикации рассказа «В чаще» существенно изменяется творческая манера, в результате чего темой произведений становится повседневное и безыскусное, а сам стиль — лаконичным и ясным («Мандарины», «Вагонетка» и др. рассказы). В 20-х годах Акутагава также обращается к автобиографической прозе. Характерно название одного рассказа — «О себе в те годы». О периоде преподавания он написал в цикле рассказов о Ясукити («Рыбный рынок», «Сочинение», «А-ба-ба-ба-ба» и др.). «Слова пигмея» (1923-26) — собрание афоризмов и эссе на разные темы. В них Акутагава говорит о себе: «У меня нет совести. У меня есть только нервы». В также подчёркнуто автобиографичных «Зубчатых колёсах» писатель описывает свои галлюцинации.

Все последние годы жизни Акутагава переживал сильное нервное напряжение. Навязчивыми стали мысли о самоубийстве. Всё это выражено в предсмертных «Жизни идиота», «Шестерне» и «Письме старому другу». После долгих и мучительных раздумий о способе и месте смерти 24 июля 1927 года он покончил с собой, приняв смертельную дозу веронала.

Сын — композитор Ясуси Акутагава (19251989).

Экранизации Править

Литература на русском языке Править

  • Чегодарь, Н. И. Акутагава Рюноскэ (1892 — 1927) // Литературная жизнь Японии между двумя мировыми войнами. — М.: Вост. лит., 2004. — С. 127 — 146. — 222 с. — ISBN 5-02-018375-X

Ссылки Править

В Викицитатнике есть страница по теме
Акутагава, Рюноскэ

be-x-old:Акутагава Рунаскэ de:Akutagawa Ryūnosuke en:Ryūnosuke Akutagawa eo:Akutagawa Ryunosuke es:Ryūnosuke Akutagawa fa:ریونوسوکه آکوتاگاوا fi:Ryūnosuke Akutagawa fr:Ryūnosuke Akutagawa hu:Akutagava Rjúnoszuke id:Ryūnosuke Akutagawa is:Ryūnosuke Akutagawa it:Ryūnosuke Akutagawa ja:芥川龍之介 ka:აკუტაგავა რიუნოსკე ko:아쿠타가와 류노스케 lb:Ryūnosuke Akutagawa pl:Ryūnosuke Akutagawa pt:Ryūnosuke Akutagawa ro:Ryūnosuke Akutagawa sh:Akutagawa Ryunosuke sv:Akutagawa Ryunosuke th:ริวโนะซุเกะ อะคุตะกะวะ uk:Акутаґава Рюносуке vi:Akutagawa Ryūnosuke zh:芥川龙之介

Также на Фэндоме

Случайная вики
Акутагава Рюноскэ
220px </span>