ФЭНДОМ

Давид Яковлевич Айзман
Дата рождения:

26 марта 1869(1869-03-26)

Место рождения:

Николаев

Дата смерти:

26 сентября 1922(1922-09-26) (53 года)

Место смерти:

Детское Село

Род деятельности:

прозаик и драматург

Дави́д Я́ковлевич А́йзман (14 (26) марта 1869, Николаев26 сентября 1922, Детское Село) — русско-еврейский прозаик и драматург.

Биография Править

Родился в еврейской семье. Один из братьев — еврейский писатель Моисей Айзман. Окончил Николаевское реальное училище (1886), учился в Одесской рисовальной школе, с 1896 года в Парижской высшей школе изобразительных искусств. По возвращении в Россию, не имея постоянного «права на жительство», скитался, а для пребывания в Петербурге использовал фиктивный патент приказчика. В 1907 году уехал в Италию, два года спустя вернулся в Россию.

Творчество Править

С конца 1880-х годов печатал очерки и рассказы в газете «Южанин» и «Одесском вестнике». Подлинным дебютом считал очерк «Немножечко в сторону» («Русское богатство», 1901, № 5) о судьбе типичного еврейского идеалиста. Первый сборник «Чёрные дни» вышел в 1904 году (издательство «Русское богатство», СПб.).

В период 19051907 годов примыкал к писателям-реалистам, связанным со сборниками «Знание». Часто обращался к общерусской, нееврейской тематике. Однако внимание Айзмана привлекала прежде всего еврейская среда; его повести и рассказы: «Ледоход», «Чёрные дни» (1904), «Кровавый разлив» (1908), «Враги», «Светлый бог» и другие — беллетристическая интерпретация так называемого «еврейского вопроса» (бесправное положение евреев в Российской империи, их взаимоотношения с окружающим населением и т. д.), выдержанная в либерально-народническом духе.

Обычный герой его произведений — ассимилированный еврей-интеллигент в непростых отношениях и с еврейской, и с русской средой. Специфически айзмановским считается характерный образ русского еврея в эмиграции, страдающего от ностальгии и мечтающего о возвращении на родину.

Айзман по ряду признаков был близок к группе писателей (самым ярким её представителем является С. Юшкевич), которая разрабатывала условный «русско-еврейский» стиль, стремясь оттенить строй еврейской речи. Он мастерски воспроизводил русскую речь полуобразованного, ещё не вполне освоившегося в русской языковой среде еврея. Критики называли Айзмана «специалистом по еврейскому вопросу» и «еврейским Чеховым».

Автор трагедии «Терновый куст» (1905), пьесы «Жёны» (1906), пьесы-сказки «Светлый бог» (1914), комедии «Консул Гранат» (1923).

Сочинения Править

Литература, ссылки Править

  • Максимович А., М. Горький и Д. Я. Айзман, в книге: М. Горький. Материалы и исследования, т. 2, М. — Л., 1936.
  • История русской литературы конца XIX — начала XX веков.
  • Библиографический указатель. — М. — Л. 1963.
  • Клейнборт Л. Без иллюзий. «Образование». XI. 1904.
  • Кранихфельд Вл., Давид Яковлевич Айзман. «Современный мир». IX. 1913.
  • Горнфельд Айзман, статья в «Еврейской энциклопедии». I.
  • Русские писатели. 1800—1917: Биографический словарь / Гл. ред. П. А. Николаев. Т. 1: А—Г. Москва: 1992. С. 26—27.

Шаблон:Ru-writer-stub

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики