ФЭНДОМ

Абашели, Александр Виссарионович
Имя при рождении:

Исаки Чочия

Псевдонимы:

Абашели, Александр Виссарионович

Дата рождения:

15 (27) августа 1884(1884-08-27)

Место рождения:

Российская империя, Кутаисская губерния, с. Сачочио

Дата смерти:

29 сентября 1954(1954-09-29) (70 лет)

Место смерти:

Шаблон:USSR, Шаблон:Флаг ГССР ГССР, Тбилиси

Род деятельности:

поэт

Годы творчества:

19171945

Награды:
Шаблон:Орден Трудового Красного Знамени

Алекса́ндр Виссарио́нович Абаше́ли (псевдоним; настоящее имя — Иса́ки Чо́чия; 15 (27) августа 1884, селение Сачочио Кутаисской губернии — 29 сентября 1954, Тбилиси) — грузинский поэт и писатель-фантаст. Начало его литературной деятельности относится к периоду до 1917 года. Абашели принадлежит к группе так называемых демократических писателей.

Увлечённый революционными идеями, он принял непосредственное участие в революции 1905 года, был арестован и до 1908 года находился в ссылке в Сольвычегодске (Вологодская губерния). В период реакции поэзия Абашели испытала значительное влияние русских символистов; к этому времени относится наиболее характерное для его творчества стихотворение — «Смех солнца» (1913).

Поэт не принял большевистской революции 1917 года. В годы советизации Грузии поэзия Абашели проникнута пессимизмом, мрачными настроениями, неверием в революцию и отвращением к советской действительности.

Тем не менее, Абашели удалось вписаться в литературную жизнь Советской Грузии. В стихах «Тбилисская ночь» (1926), «Поэтам» (1929), «Лирик и садовод», «Гром Октября» (1937), «Рождение стиха», «Родине» (1938) и др. он предстаёт уже в качестве советского поэта, «певца новой эпохи». В годы Великой Отечественной войны написаны стихи «Письмо матери», «Сталинград», «Танкист хевсур» и др. В поэзии Абашели нашли отражение темы дружбы народов СССР, утверждения социалистических отношений («Сердце Ленина», «Новой Грузии», «Светит звезда Октября», «Украине», «Башни Кремля» и др.).

Абашели стал автором первого научно-фантастического произведения в грузинской литературе — романа «Женщина в зеркале» (1932), посвящённого контакту с марсианской цивилизацией, на примере которой автор попытался также описать возможные достижения будущего.

Редактор полного собрания сочинений Важа-Пшавелы. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Сочинения Править

В русском переводе:

  • Избранное, Тб., 1957.
  • Женщина в зеркале: Научно-фантастический роман / Пер. с груз. Б. Гасса, М. Заверина, К. Коринтели; Худ. А. Бандзеладзе. — Тбилиси: Заря Востока, 1961.

Ряд стихотворений Абашели был переведён на русский язык Борисом Пастернаком.

Литература Править

  • Жгенти В., Александр Абашели, Тб., 1958.

Ссылки Править

et:Alekhsandre Abašeli fr:Alexandre Abacheli hy:Ալեքսանդրե Աբաշելի ka:ალექსანდრე აბაშელი uk:Абашелі Олександр Віссаріонович

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики